Куда исчезло золото Колчака: поиски в Сибири продолжаются«Золото Колчака», которое попало в Сибирь во время Гражданской войны и, возможно, пропало здесь, почти век не дает покоя специалистам и кладоискателям. Следы драгоценных схронов ищут в лесах, на дне самого глубокого озера, в иностранных банках — версий много. Но ни одна из них пока к богатству не приблизила.

Для новосибирцев 20 ноября своего рода знаменательная дата. В 1919 году в этот день через Новониколаевск в сторону Байкала прошли 40 вагонов «золота Колчака». «Здесь составы простояли несколько дней и двинулись дальше на Восток», — рассказал доктор исторических наук профессор НГУ, специалист по истории Гражданской войны Владислав Кокоулин.

490 тонн золота

Золотой запас Российской Империи к 1914 году был самым большим в мире и составлял 1 миллиард 100 миллионов рублей. Чтобы сохранить государственные сокровища во время Первой мировой войны, половина всего золотого запаса была эвакуирована в 1915 году из Петрограда в Казань. После Октябрьской революции деньги попытались вывезти большевики, но им удалось взять только 100 ящиков — в августе 1918 года Казань захватили белые и их чехословацкие союзники.

«Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России в 650 миллионов», — докладывал в телеграмме полковник Каппель.

Именно это золото стало именоваться «золотом Колчака», по имени адмирала Александра Колчака, провозглашенного в ноябре 1918 Верховным правителем России. Белые завладели 650 миллионами рублей, что составляло примерно 490 тонн чистого золота преимущественно в слитках и монетах, а также небольшое количество золотых полос и кружков. В состав золотого запаса, наряду с российской, входили монеты 14 государств. Больше всего было германских марок.

Путь по Сибири

Около года золото пробыло в Омске, столице белогвардейской России. В 1919 году белые под натиском красноармейцев уходили на Восток, и вместе с ними по Транссибирской магистрали поехал золотой запас. Эшелон состоял из 40 вагонов, ещё в 12 вагонах находился сопровождавший персонал.

«Из Омска было отправлено восемь военных эшелонов на восток. В одном из них размещался золотой запас, примерно 30 тысяч пудов золота. В эшелонах находилось более 1 тысячи человек, в том числе личный конвой Колчака», — сообщала газета «Новая русская жизнь».

Движение состава было непростым. На рассвете 14 ноября у разъезда Кирзинский между Омском и Татарском в хвост эшелона с золотом врезался поезд с охраной. «Удар большой силы разбил девять теплушек с золотом, в столкнувшихся эшелонах вспыхнул пожар, а затем начали взрываться боеприпасы, находившиеся у охраны. Несколько вагонов сошли с рельсов. От столкновения пострадали 147 человек, из них 15 убиты, восемь сгорели», — говорится в воспоминаниях очевидцев.

Под Новониколаевском произошло еще одно ЧП. Вагоны отсоединились от паровоза, покатились под откос и чуть не оказались в Оби. Золото спасли солдаты, успевшие поставить под колеса специальные тормозные приспособления. Но, по мнению Кокоулина, это не более, чем легенда.

Поезда с золотом доехали для станции Нижнеудинск, здесь представители Антанты принудили адмирала Колчака отречься от прав Верховного правителя и отдать золотой запас чехословацким формированиям. Колчака передали эсерам, а те отдали его большевистским властям, которые расстреляли адмирала. Чешские корпуса возвратили Советам 409 миллионов рублей в обмен на обещание выпустить их из страны.

Народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года составил справку, в которой говорится, что во время правления адмирала Колчака золотой запас России сократился на 235,6 миллиона рублей, или на 182 тонны. В некоторых ящиках, где некогда хранились золотые слитки, были обнаружены кирпичи и камни.

Чехословацкий след

По одной из версий, именно чехословацкий корпус похитил недостающие миллионы. Например, в краже 63 миллионов рублей чехов обвинял бывший заместитель министра финансов в правительстве Колчака Новицкий. Глава МИД Чехии прямо писал командованию легиона: «Если это еще в вашей власти, попытайтесь вывезти его (золотой запас) в безопасное место, например в Чехию».

В качестве доказательства обычно приводят факт возникновения сразу после возвращения корпуса на родину крупнейшего «Легиабанка», который основали чешские легионеры, но большинство специалистов считают эту версию необоснованной.

Военные траты

«Поклонники адмирала, в том числе и среди современных историков, уверяют, что адмирал очень трепетно относился к золотому запасу и даже предполагал передать его в распоряжение Учредительного собрания. Однако это не так — часть золота уже в 1919 году была продана английским, французским и японским банкам в обмен на поставки оружия и обмундирования, часть была переведена в Читу, где оказалась в распоряжении атамана Григория Семёнова», — считает Кокоулин.

Например, часть запаса пошла на заказ денежных знаков в США. Финансисты Белого движения стремились стабилизировать денежное обращение, для чего были необходимы надежные денежные знаки. Но изготовленные Американской банкнотной компанией купюры пришлось сжечь, чтобы не платить за хранение. Так в буквальном смысле деньги были пущены на ветер.

Горы и тайга

Из 28 загруженных в Омске драгоценными металлами вагонов до Иркутска добрались только 18 с золотом и три с серебром, поэтому золото ищут практически вдоль всего Транссиба – от Омска до Хабаровска.

Наиболее известна история с исчезновением 13 ящиков с 500 килограммами золота перед станцией Тыреть. В воровстве обвинили несколько человек из охраны, их арестовали. Но многие кладоискатели уверены, что часть добычи или закопали вблизи станции, или схоронили в какой-либо из заброшенных соляных шахт рядом.

Шлюз Марьина Грива в Обь-Енисейском канале привлекает внимание золотоискателей тем, что рядом нашли захоронение пятисот белогвардейцев. Драгоценные слитки якобы находили и в горах Сихоте-Алиня.

Еще одно обсуждаемое место — это тайник на реке Белой перед Иркутском, в Холмушинских пещерах. Якобы это место, куда перевезли часть золота, причем двое есаулов, по некоторым свидетельствам, расстреляли солдат, которые участвовали в похищении. Один из местных жителей рассказывал, что, будучи школьником, в 50-е годы смог пролезть в пещеру, где увидел истлевшие тела и какие-то ящики, но из-за страха не стал к ним приближаться.

Дно Байкала

На дно Байкала часть золотого запаса, по версиям кладоискателей, могла попасть двумя путями. Одни утверждают, что на Кругобайкальской железной дороге произошло крушение поезда, возможно, подстроенное специально, чтобы золото не досталось красным, или же состав белочехов подорвали партизаны.

Археолог Алексей Тиваненко сообщал в 2013 году о том, что ему удалось найти золото Колчака после исследования дна Байкала на батискафах. Исследователи увидели на дне кладбище вагонов и четыре слитка, лежащих между камнями и шпалами, но не смогли их подцепить.

По другой версии, Колчак снял с поезда часть ценностей и отправил их в Забайкалье санным путем вместе с преданными движению черноморскими матросами. Караван принял решение идти по Байкалу, чтобы избежать встреч с Красной армией, но замерз насмерть, когда температуры опустилась до -60 градусов. В весеннюю оттепель тела и мешки с золотом утонули. Это предположение считается одним из самых несостоятельных, поскольку в начале января в южной части озера еще нет льда.

Вместо золота

«Так что кладов с колчаковским золотом в Сибири, скорее всего, не существует. Однако кое-что поискать в Сибири, в частности в Новосибирске и в сёлах вдоль Транссиба в окрестностях Новосибирска, всё же можно», — резюмирует Кокоулин.

Сохранились свидетельства и воспоминания о том, что у некоторых беженцев, ехавших на восток вместе с отступавшей колчаковкой армией, были фамильные ювелирные изделия, имеющие не только художественную, но и историческую ценность. Они отдавали свои драгоценности в обмен на хлеб и молоко на станциях и в сёлах, прилегавших к тракту.

«Вполне возможно найти какую-то часть этих драгоценностей, которые могут до сих пор храниться у потомков тех предприимчивых крестьян – продавцов хлеба и молока», — полагает историк.

как искать золото в горных ручьях

как найти золото в реке где искать

где искать золото в башкирии карта

Комментарии запрещены.

Навигация по записям