Посёлок Шевченко. Клады, волки, лешие и папоротники

Этот посёлок в Мартукском районе основали переселенцы из Украины в 30-х годах. Сюда приезжали раскулаченные, сосланные и спасающиеся от Голодомора уроженцы Полтавы, Винницы и Житомира. Вместе с ними из Украины в наши степи перебрались славянские поверья и предания.

Переселенцы приезжали сюда на бричках и квартировались в окрестных селах. То место, где сейчас стоит поселок Шевченко, было безлюдным из-за волков. Летом стаи хищников рыскали по лесам и не мешали вести хозяйство. А зимой оголодавшие волки подходили к жилью. Зато местная почва оказалась очень плодородной и ничуть не уступала чернозему.

В конце концов, люди тут плотно обосновались, и так как все жители были выходцами из Украины, новообразованному колхозу присвоили имя поэта Тараса Шевченко. В этих краях водятся косули и медведи. Благодаря родникам тут легко приживаются редкие для наших степей сосны и березы. Жители рассказывают, что если сорвать ветку и воткнуть ее в землю, через пару дней она пустит корни. Так что не удивительно, что этот колхоз стал одним из богатейших в Актюбинской области.

В Гражданскую войну недалеко от села шли ожесточенные бои с отступающими белогвардейцами. До сих пор в балке, где добывают белую глину, жители находят стреляные гильзы и осколки снарядов. Кто-то из старожилов якобы видел, как офицеры зарывали в землю ящики с золотом. Так слух пошел по деревне и жив до сих пор, хотя сокровищ за сотню лет так никто и не нашел.

Белогвардейское золото даже одно время стало местной поговоркой. В деревне жил старичок со странностями. Он мог задумчиво бродить по степи и лесам, уставившись в землю. Иногда мужчина так увлекался, что забывал о лошади, которую вывел на пастбище. Про старика жители села полушутя говорили, что он ищет тот самый клад. Потом искателями белогвардейских сокровищ стали называть местных чудаков, мечтателей и просто задумчивых людей.

Легенда эта оживает каждый год накануне 7 июля, праздника Ивана Купалы. Ведь в этих краях растет реликтовый папоротник, отыскать который можно лишь тут и на Алтае. А по славянским поверьям, сорвавший цветок папоротника сможет отыскать все клады, которые когда-либо были зарыты.

– Наши ребята рассуждают, что именно они бы сделали, если бы отыскали несметные сокровища, – рассказала библиотекарь, руководитель группы «Поиск» Татьяна Телеш. – Кто-то из ребят мечтает о своем бизнесе, кто-то – о путешествиях. Но был один мальчик, который говорил, что он бы все деньги потратил на благоустройство поселка. Чтобы людям тут жилось так же, как лет 30 назад и даже лучше.

В нескольких десятках километров от Шевченко есть не менее любопытное место. В лесоч­ке, что у поселка Джуса, местные жители по ночам слышат, как хрустят ветки под тяжелыми шагами то ли человека, то ли животного. Этот шум слышали многие. Шаги слышались, даже когда человек стоял, так что об эхе не могло быть и речи. Шум стихал, как только прохожий пытался посветить фонариком или просто вглядывался в темноту. Но сколько ни пытались люди прочесать лес, никаких следов живого существа не обнаруживали. Все можно списать на буйную фантазию местных жителей, но в славянской мифологии именно так ведет себя хозяин лесов – леший.

Библиотекарь Татьяна Телеш хранит в школьном музее всю информацию о поселке, которую удалось собрать.

По славянским поверьям, конский череп на шесте отпугивает от дома нечистую силу.